Служба психолого медико педагогического и социального сопровождения
В КГБОУ «Ужурской школе-интернате» в 2017 году была организована служба психолого-медико-педагогического и социального сопровождения, в задачу которой входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав обучающихся, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.
В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
в-третьих, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Качество сопровождения определяют его базовые принципы:
⦁ комплексность,
⦁ непрерывность,
⦁ междисциплинарность,
⦁ приоритет интересов ребенка,
⦁ командный подход,
⦁ согласованная работа всех специалистов сопровождения – педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинского работника (психиатра), педагога и др.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе может быть создание условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося; содействие сохранению здоровья (физического, психического, социального) участников образовательного процесса.
Общими задачами сопровождения являются:
⦁ Защита прав и интересов ребенка;
⦁ Массовая диагностика по проблемам ребенка;
⦁ Выявление детей, групп детей, требующих внимания специалистов;
⦁ Консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса - учащихся, педагогов, родителей.
⦁ Проведение семинаров, МО с педагогами, родительских собраний;
⦁ Проведение индивидуальных, групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися;
⦁ Составление индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
Служба психолого-медико-педагогического и социального сопровождения выбирает способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее элементы, характерные для любого этапа:
- Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной "группы риска".
- Выделение из потенциальной "группы риска" реальной "группы риска". Индивидуальная диагностика проблем детей.
- Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.
- Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.
Служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:
⦁ выявление проблем в ходе массовой диагностики;
⦁ обращение родителей за консультациями;
⦁ обращение за консультациями педагогов, администрации школы;
⦁ обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;
⦁ обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;
⦁ обращения специалистов других социальных служб.
Этапы работы Службы:
- Диагностика.
- Обработка полученных данных.
- Составление программы и образовательного маршрута.
- Проведение коррекционно-развивающей работы в течение определенного периода.
- Создание портфолио индивидуального сопровождения.
- Решения и рекомендации для педагогов, родителей ребенка.
Категории детей, нуждающихся в сопровождении:
⦁ Дезадаптированные учащиеся;
⦁ Учащиеся, находящиеся на домашнем обучении;
⦁ Учащиеся, стоящие на учете ВШК, ОПДН;
⦁ Учащиеся, имеющие проблемы в поведении и учебе.
Ожидаемые результаты:
ДЛЯ ДЕТЕЙ
⦁ Усиление учебной мотивации (приобретения переносятся в учебную жизнь).
⦁ Способность работать в команде, использовать собственные ресурсы.
⦁ Развитие психических процессов.
⦁ Коррекция речевых нарушений.
⦁ Освоение новых культурных норм.
⦁ Повышение авторитета у сверстников.
⦁ Рефлексия, анализ деятельности, планирование (Чего хочу?)
⦁ Профессиональная ориентация с последующим устройством в средние специальные учебные заведения.
Ожидаемые результаты:
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
⦁ Умение проектировать образовательные события, индивидуальные программы.
⦁ Выход за границу сложившейся практики.
⦁ Освоение новых форм образовательной деятельности.
⦁ Рефлексия.
⦁ Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок школьной программы, новые педагогические приёмы).
⦁ Готовность работать с новым содержанием образования.
⦁ Приобретение опыта работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья.
Ожидаемые результаты:
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
⦁ Включение в образовательный процесс.
⦁ Взаимодействие с педагогами в ситуации образования.
⦁ Заинтересованность в «обратной связи».
⦁ Расширение родительского опыта.
⦁ Новое видение своего ребёнка.
⦁ Получение дальнейших перспектив в воспитании и адаптации ребёнка в социуме.
⦁ Приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного восприятия его возможностей и способностей.
⦁ Заинтересованность в профессиональном самоопределении ребёнка.
№ | Наименование | Примечание | Ссылка |
---|---|---|---|
1 | Положение о службе сопровождения.docx | Скачать | |
2 | Положение об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка.docx | Скачать | |
3 | Содержание работы специалистов Службы сопровождения.docx | Скачать | |
4 | Схема работы.docx | Скачать | |
5 | Специальная индивидуальная прогрпмма развития.pdf | Скачать | |
6 | График работы социального педагога Исаевой Е.М..pdf | Скачать | |
7 | Расписание дефектологических занятий учителя-дефектолога Архандеевой Е.А..pdf | Скачать | |
8 | Расписание дефектологических занятий учителя-дефектолога Санаровой Т.Н..pdf | Скачать | |
9 | Расписание дефектологических занятий учителя-дефектолога Смертиной Н.В..pdf | Скачать | |
10 | Расписание логопедических занятий учителя-логопеда Сотниковой Л.В.pdf | Скачать | |
11 | Расписание логопедических занятий учителя-логопеда Кузьминой Л.А..pdf | Скачать | |
12 | Циклограмма работы педагога-психолога Соловьевой О.Н..pdf | Скачать |